ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Оснащение детских садов (ДОУ): Приказ Минпросвещения 1057

2025-04-15

Педагогика дошкольных образовательных учреждений

Оснащение детских садов (ДОУ): Приказ Минпросвещения 1057

В статье рассмотрим основные положения Приказа Минпросвещения 1057 по поводу оснащения помещений детских садов

Софья Скворцова

11 мин

В конце 2024 года Министерство просвещения выпустило важный документ — приказ № 1057, который касается оснащения детских садов.
Что это значит на практике? Больше игрушек, современные учебные материалы, уютные кроватки, удобная мебель и даже оборудование для сенсорных комнат. Все это — не просто для красоты, а чтобы сделать обучение и воспитание детей более эффективным, безопасным и интересным.

Почему это важно?

Детский сад — это первое большое место, куда ребенок приходит без родителей. Здесь он учится общаться, играть, узнавать мир. Поэтому так важно, чтобы в садике было всё необходимое: от карандашей до спортивного зала. И государство наконец подошло к этому вопросу серьёзно.
Все эти новшества — часть государственной программы "Развитие образования". В ближайшие годы планируется капитально ремонтировать, строить и оснащать детские сады по всей России. Цель простая — чтобы в любом регионе дети могли учиться и развиваться в комфортных условиях.
Ответственность ложится на регионы: именно они должны закупить нужное оборудование и проконтролировать, чтобы всё было установлено правильно. При этом государство выделяет на это средства, а Минпросвещения будет контролировать процесс.

Оснащение внутренних территорий ДОУ

Оснащение входной группы
Входная группа — первое пространство, в которое попадает ребёнок, приходя в детский сад. Важно, чтобы она была удобной, безопасной и обеспечивала комфортное начало дня. Оснащение включает:

  • Скамейки и сидения для переобувания, обеспечивающие удобство детей и родителей.
  • Зеркала на уровне роста воспитанников.
  • Полки или ячейки для хранения сменной обуви и индивидуальные шкафчики.
  • Информационные стенды для родителей: актуальные объявления, расписания, информация о питании и медицинском сопровождении.
  • Стенды безопасности и визуальные материалы с правилами поведения.
  • Контейнеры для сбора использованных масок и перчаток, с учётом санитарно-эпидемиологических требований.
  • Антисептики и дозаторы, размещённые на доступном, но безопасном уровне.

Это пространство также может быть дополнено тематическими зонами: уголком природы, доской для обратной связи с родителями, фотозоной для праздников.

Оснащение музыкального зала
Музыкальный зал в ДОО — это пространство для развития творческих способностей детей, проведения занятий по музыке, танцам, театрализованных представлений и утренников. Его оснащение включает:

  • Мебель, соответствующую возрасту: стульчики, скамейки, столики.
  • Зеркала во всю стену для занятий хореографией.
  • Музыкальные инструменты: пианино/электронное пианино, детские ударные, металлофоны, маракасы, бубны и др.
  • Акустическое оборудование: колонки, микрофоны, проигрыватели.
  • Сценическая зона с портьерами, декорациями и костюмерной.
  • Хранилища для оборудования: стеллажи, шкафы для музыкальных и театральных принадлежностей.
  • Развивающие материалы: карточки с нотами, музыкальными знаками, репродукции композиторов, наглядные пособия.
  • Напольные покрытия, подходящие для активного движения и хореографии (например, ковровые модули или линолеум).
    Оснащение музыкального зала формирует условия для реализации художественно-эстетического направления развития, предусмотренного ФОП ДО (Федеральными основными программами дошкольного образования).
     
    Оснащение спортивного зала
    Спортивный зал в дошкольной образовательной организации предназначен для физического развития воспитанников, формирования навыков координации движений, укрепления здоровья и приобщения к активному образу жизни. Оснащение этого пространства должно соответствовать возрастным возможностям детей, быть безопасным и разнообразным.
    В соответствии с приказом Минпросвещения России №1057 от 25.12.2024 года и с учётом санитарных правил и норм, спортивный зал должен быть укомплектован следующим оборудованием и инвентарём:

Основное спортивное оборудование:

  • Шведские стенки — размещаются по периметру зала, с обязательным соблюдением требований по устойчивости и наличию мягких матов внизу.
  • Спортивные маты и ковры — для обеспечения безопасности при выполнении упражнений, прыжков и подвижных игр.
  • Гимнастические скамейки и козлы — для балансировки, лазания, прыжков.
  • Невысокие лестницы, мостики, трапеции — способствуют развитию координации и ловкости.
  • Мобильные спортивные модули (туннели, кубы, цилиндры из мягких материалов) — для вариативной организации занятий.

Мелкий спортивный инвентарь:

  • Мячи различного диаметра и плотности (фитболы, надувные, резиновые).
  • Обручи, скакалки, кольцебросы, кегли, флажки, мешочки с наполнителем — для подвижных игр и эстафет.
  • Конусы и ограничительные знаки — для построения маршрутов и полос препятствий.
  • Ленты, палки для гимнастики, метательные мешочки — для развития точности и координации.

Дополнительные элементы:

  • Зеркала (по согласованию с нормами безопасности), помогающие контролировать правильность выполнения движений.
  • Магнитные или маркерные доски — для визуализации заданий и правил игр.
  • Место для хранения инвентаря — стеллажи или закрытые шкафы, обеспечивающие порядок и безопасность.
  • Аудиоаппаратура — для сопровождения занятий ритмической музыкой.
  • Система вентиляции и увлажнения воздуха, обеспечение оптимального микроклимата.

Спортивный зал также может быть оснащён сенсорными и балансировочными дорожками, тактильными ковриками и модулями для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Оснащение ДОУ

Зона рекреации и познания живой природы

Элементы, способствующие комфорту, эстетике и обучению в зонах общего пользования:

  • Мягкая мебель — по количеству холлов. Создает уютную атмосферу и места для отдыха детей.
  • Экологические зоны — 1 на учреждение. Включают аквариумы, клетки, растения и инвентарь для ухода, способствуют формированию экологического мышления и интереса к живой природе.
  • Стенды для родителей — 1 на 2 холла. Информационное пространство для взаимодействия с семьями воспитанников.
  • Сетки москитные — по количеству окон. Обеспечивают санитарно-гигиенические условия.
  • Игровые дидактические комплексы для изучения природы России — 1 на 2 холла. Для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  • Огнетушители и пожарные шкафы — по нормам противопожарной безопасности.

Кабинеты специалистов

Кабинет дефектолога
Рабочее место педагога

  • Оборудовано: ноутбуком, интерактивной панелью, креслом, столом и офисными принадлежностями.
  • Также: система видеозаписи и звуковоспроизведения, офисная мебель, москитные сетки, шкаф для одежды.

Системы хранения и мебель

  • Бактерицидный облучатель, зеркало с подсветкой, регулируемые столы и стулья, кресла-мешки и модульная мебель для занятий.
  • Все это создаёт безопасную, функциональную среду.

Оборудование для коррекционно-развивающих занятий
Широкий перечень включает:

  • Игрушки и пособия: вкладыши, шнуровки, домино, автомобили, мягкие модули и музыкальные инструменты.
  • Методические комплекты: PECS, диагностика интеллекта, социальные истории, азбука, карточки эмоций.
  • Сенсорные средства: коврики, модули для кинестетики, массажные дорожки.
  • Развивающие игры: на внимание, память, пространственное мышление и артикуляционную гимнастику.
  • Материалы для ролевых и художественных занятий, книги, куклы, мебель для сюжетных игр.
  • Оборудование для снятия психоэмоционального напряжения — способствует эмоциональной регуляции.

Инклюзия в действии: ДОУ с детьми с ОВЗ

Современные подходы к организации инклюзивного образования в России находят отражение в нормативных документах, регламентирующих оснащение дошкольных образовательных организаций (ДОО). Один из ключевых аспектов инклюзии — обеспечение доступной, комфортной и безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Перечень оборудования, предусмотренный для таких учреждений, охватывает широкий спектр решений для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Оборудование для детей с нарушениями слуха
Для детей с нарушениями слуха в помещениях общего пользования предусмотрены такие средства, как электронные табло с бегущей строкой, переносные индукционные панели и информационные индукционные системы, что способствует доступу к информации и ориентации в пространстве.

В залах и кабинетах размещается звукоусиливающая аппаратура, в том числе индукционные и инфракрасные системы, а также акустические комплексы свободного звукового поля. Эти средства позволяют сделать занятия и мероприятия более доступными и комфортными для детей с тугоухостью.

Оборудование для детей с нарушениями зрения
Для детей с нарушениями зрения ключевыми элементами являются тактильные и звуковые ориентиры, включая тактильную плитку, звуковые маяки, мнемосхемы и тактильные знаки. Такие элементы обеспечивают уверенное и безопасное передвижение по территории ДОО.

В образовательной деятельности используются тактильные игры, тематические альбомы, видеоувеличители, брайлевские наборы букв и цифр, тифлоприборы и читающие машины. Это позволяет формировать полноценную учебную среду, способствующую развитию когнитивных и социальных навыков у детей с нарушениями зрения.

Оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для этой категории детей предусмотрено создание безбарьерной среды с помощью противоскользящих покрытий, опорных поручней, специальных скамеек, беспроводных кнопок вызова помощника и инвалидных кресел-колясок.

Внутри помещений используются опоры для сидения, специальные столы, реабилитационные технические средства для передвижения, а также программное обеспечение для поддержки коммуникации. Важную роль играют комплекты специальной посуды и приспособлений для захвата предметов, позволяющие детям развивать самостоятельность и мелкую моторику.

Поддержка специалистов и методическая база
В кабинетах специалистов и методических залах размещаются уникальные обучающие и диагностические средства — от альбомов с рельефными изображениями до тифлоприборов для пространственной ориентировки, ароматических лото, тактильных тростей и светящихся наборов.

Эти средства помогают педагогам, дефектологам и логопедам в проведении занятий и коррекционной работы, способствуя всестороннему развитию ребенка и его адаптации в образовательной среде.

Оснащение дошкольных организаций: Наглядные, демонстрационные и раздаточные материалы в ДОУ

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательной среды. Один из ключевых компонентов этой среды — наличие наглядных, демонстрационных, счётных и раздаточных материалов, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям детей. Ниже представлен примерный перечень таких материалов, рекомендованный для оснащения дошкольных образовательных организаций в соответствии с возрастными группами от 1 до 7 лет.

Возрастная группа 1–2 года

Для самых маленьких важно развивать восприятие, внимание, речь и моторику. Основу материала составляют:

  • парные картинки различной тематики,
  • разрезные картинки, разделённые на две части,
  • крупноформатные сюжетные изображения,
  • тематические карточки с изображениями предметов и животных.

Возрастная группа 2–3 года

На данном этапе образовательная деятельность расширяется за счёт знакомства с окружающим миром, эмоциями и безопасностью:

  • альбомы с логическими заданиями и упражнениями для пальчиковой гимнастики,
  • картинки по временам года, частям суток и последовательности событий,
  • карточки по безопасному поведению, эмоциям и использованию бытовых предметов,
  • элементы для группировки, сравнения и установления соответствий.

Возрастная группа 3–4 года

Материалы ориентированы на развитие логического мышления, причинно-следственных связей и эмоционального интеллекта:

  • серии картинок для составления историй,
  • карточки с изображением эмоций и знаков безопасности,
  • разрезные и парные картинки для анализа и сравнения,
  • сюжетные крупноформатные изображения.

Возрастная группа 4–5 лет

В этом возрасте дети учатся классифицировать, сопоставлять и систематизировать информацию:

  • конструкторы с изображениями частей тела и одежды,
  • наборы бусин, геометрических фигур и плоскостных элементов,
  • альбомы для пальчиковой гимнастики,
  • разрезные картинки (до 8 частей) для тренировки зрительного анализа,
  • тетради по подготовке к обучению грамоте.

Возрастная группа 5–6 лет

Появляется возможность вовлечения ребёнка в более сложную познавательную деятельность:

  • коллекции природных материалов (камни, ткани, семена),
  • наборы для сравнения массы, объёма и геометрических фигур,
  • карточки по народному ремеслу, дорожным знакам, безопасному поведению,
  • палочки по типу Кюизнера и кубики слоговые.

Возрастная группа 6–7 лет

В подготовительной группе формируется основа для успешного обучения в школе:

  • игровые комплекты по физике (например, основы электричества),
  • карточки с заданиями по математике и языку,
  • наборы с цифровыми карточками и ячейками для составления задач,
  • блоковые конструкторы с электромеханическими элементами,
  • расширенные коллекции по естествознанию.

Как правильно организовать пространство в детском саду

Для того чтобы правильно оснастить ДОУ, необходимо обладать соответствующими навыками. Получить их можно на курсах дополнительного профессионального образования.

В Институте ЕВИДПО есть более 55 курсов повышения квалификации и переподготовки по педагогике ДОУ. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки.

Например курс Деятельность руководителя в управлении дошкольной образовательной организацией . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Приказ № 1057 служит важным нормативным документом, направленным на обеспечение высокого качества образовательных и воспитательных процессов в дошкольных учреждениях. Он устанавливает обязательные требования к оснащению помещений ДОО необходимыми образовательными и воспитательными средствами, которые способствуют всестороннему развитию детей. Документ учитывает современные требования к безопасности, комфорту и функциональности образовательного пространства, что важно для создания здоровой и развивающей среды.

Посмотрите все курсы по направлению Педагогика дошкольных образовательных учреждений

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4